Вторник, 16 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Санаторная школа Железногорска отметила юбилей

26 ноября 2019 / Общество / 0
Четверть века в нашем городе работает особая школа для особых детей. Сегодня у учреждения изменился статус, но по-прежнему и в народе, и в самой школе ее называют санаторной. История ее по праву уникальна: открыта педагогами-энтузиастами и уже на старте признана передовой, с авторскими программами и методиками работы с детьми, которым требуется помощь врачей, психологов, логопедов.

Это было как будто вчера

Юбилей как повод встретиться, обняться, поделиться чем-то насущным и, конечно, вспомнить, с чего все начиналось. На торжественном собрании в первую очередь чествовали ветеранов и тех, кто стоял у истоков уникальной школы, где главной ценностью 25 лет назад объявили здоровье учеников. Ведь это дети слабовидящие, с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими соматическими заболеваниями. И знаете, что подкупает? Здесь создана такая атмосфера, что ни один из учеников не чувствует себя больным и отгороженным от большого мира. Дети в один голос говорят: «Это наш дом, а не просто школа». Здесь все только для них - адаптированные программы, лучшие педагоги, психологи, логопеды, врачи, медицинский персонал. Индивидуальный подход к ребенку во главе угла: все взрослые знают об ограничениях по здоровью, но всегда есть альтернатива и компенсация в занятиях и заданиях.

Первый директор санаторной Валентина Пасечкина на торжественном собрании искренне призналась, что накануне праздника не могла уснуть - листала альбомы, вспоминала, как все начиналось, сколько сложностей приходилось преодолевать… Но есть результат, и родная школа развивается и чтит традиции.

- Лучшие мои годы и лучшие годы моих коллег отданы самому замечательному времени и проекту жизни, - говорит Валентина Петровна. - Цель у нас была одна - помочь больным детям нашего Железногорска. Конечно, я помню всех, кто с нами начинал и всего себя отдавал детству: Светлана Катаргина, которая занималась воспитательным направлением и была организатором телемедицины на базе санаторной школы, - уже тогда мы внедряли самые прогрессивные методики, о которых даже сейчас кто-то только мечтает. Всегда благодарю специалистов и настоящих профессионалов структурных подразделений, которые работали с нами: отделение неотложной социальной помощи, профилактическое отделение и Валерия Александровича Санникова, оздоровительные группы при «Радуге», диагностико-коррекционное отделение со службой доверия, где сотни и тысячи детей нашего города получали тепло, внимание, заботу, помощь. И конечно, наши санаторные классы - это особое достижение. Замечательно, что все это осталось.

Программы санаторной школы создавались не только для ее воспитанников, в каникулы при школе работал оздоровительный лагерь для учеников всех городских школ. Когда учреждение стало краевым, реализовывалась программа «Дети-сироты» - педагоги вспоминают, как их выпускники со слезами уезжали из города. Школа №1 первой в Железногорске запустила программу дистанционного образования и была примером для учреждений города и края.

- Мы с честью и гордостью носили звание авторской школы федерального значения, - вспоминает педагог Марианна Левченко. - Модель образования в этой школе была придумана и разработана нами и получила признание на самом высоком уровне. Это авторская школа, которая стояла в одном ряду с такими учреждениями, как школа Тубельского и школа Ямбурга («Школа для всех»). Мы были системной моделью авторской школы: по нашей модели могли строиться и работать новые образовательные учреждения. Жалко только, что времена изменились. И конечно, главное достояние санаторной - ее педагоги: всем в Железногорске известно, что это лучшие учителя города. Спасибо вам и нам спасибо!

А что сегодня?

В Краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Железногорская школа №1» (так теперь называется санаторная) учатся 227 ребятишек. Санаторные классы для них сохранены в полном объеме. Дополнительно открыты ресурсные классы для обеспечения частичной включенности в образовательную деятельность детей со сложными дефектами и детей-инвалидов с комбинированными тяжелыми пороками.

Школа №1 сегодня - это современное образовательное учреждение. Здесь создана открытая образовательная среда, обеспечивающая возможность индивидуальной помощи каждому ученику с ОВЗ, в том числе ребенку-инвалиду. Сформирована необходимая учебная и материально-техническая база: специальная мебель, медицинское оборудование, залы лечебной физкультуры и сухие бассейны, сенсорные комнаты, музыкальный и актовый залы, игровые комнаты и уголки, библиотека с читальным залом, кабинет информатики, изостудия и т.д. Также функционирует мощная медицинская база для профилактики, оздоровления и реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов: ингаляторий, галотерапия, массаж. Работает физиотерапевтическое отделение: электролечение, ультрафиолетовое облучение, теплолечение, магнитотерапия, лечебные ванны и души, сухая углекислая ванна, кварц, ароматерапия.

В здании школы, где обучаются дети-инвалиды со сложными комбинированными пороками, оборудован лифт, приобретены разнообразные средства передвижения, есть бассейн и сауна.

Специалисты коррекционной службы: логопеды, психологи, дефектологи, тифлопедагог, сурдопедагог - обеспечивают комплексное педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

- Деятельность коллектива нашей школы направлена на обеспечение качественного образования детей с ОВЗ и их разностороннего развития, а также оказание помощи семье в воспитании, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий. Мы помогаем ребенку реализовать себя в обществе, - рассказывает директор школы Оксана Ольхина. - Уникальность школы заключается в том, что мы сочетаем обучение детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с требованиями стандартов и проведение специфического лечения, широкого комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Причем в некоторых случаях - до полного клинического выздоровления детей и снятия инвалидности.

А еще школа №1 имеет статус Федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» (Приказ №110 от 11.06.2014г. г. Москва) и Региональной инновационной площадки по развитию инклюзивного образования. Это не просто тренд - это требование времени.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения