Пятница, 19 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

В подземной лаборатории пройдет более 150 исследований

16 ноября 2017 / Реклама / 0
В информационном центре по атомной энергии Красноярска состоялся круглый стол по вопросам создания подземной исследовательской лаборатории в Нижне-Канском массиве в шести километрах от Железногорска. Докладчики обсудили историю изучения гранитоидного массива, а также рассказали о геологических условиях и процессах, определяющих приемлемость участка «Енисейский» для окончательной изоляции радиоактивных отходов. Также общественности представили план реализации мероприятий по строительству лаборатории и прояснили представителям Общественного совета Росатома и экологических организаций перспективы создания на базе лаборатории пункта глубинной финальной изоляции радиоактивных отходов.

Сначала проект

Первым докладчиком выступил Алексей Журавлев, заместитель директора ФГУП «НО РАО» по капитальному строительству. Он рассказал о проекте создания лаборатории в Нижне-Канском массиве, утвержденном еще в марте 2016 года.

- Уже получены положительные экспертные заключения ГКЗ и Роснедр о пригодности участка для строительства объекта окончательной изоляции РАО, положительное заключение общественных слушаний в Железногорске, положительное заключение Государственной экологической экспертизы, - сказал Журавлев. - Проектная документация также прошла экспертизу, есть лицензия Ростехнадзора на размещение и сооружение лаборатории, а также на пользование недрами участка «Енисейский» для исследований. Только что подведены итоги торгов на выполнение строительно-монтажных работ по проведению линий электропередач на 220 кВ.

Подход к созданию объекта в Нижне-Канском массиве со временем менялся. Первоначально планировался именно пункт глубинного захоронения РАО, а лаборатория рассматривалась лишь в качестве первого этапа его строительства. Однако после передачи проекта в ведение национального оператора руководство Росатома приняло решение создать именно исследовательский центр - для выполнения всесторонних изучений массива и технологических процессов в натурных условиях в соответствии с международными рекомендациями.

Предусматривается поэтапное выполнение исследований по 150 направлениям, результаты которых будут регулярно публиковаться и представляться на международных конференциях. Таким образом, переход к созданию ПГЗРО и его промышленной эксплуатации станет возможен только после обоснования долговременной безопасности объекта и прохождения всех процедур лицензирования с обязательным участием общественности.

Возле Железногорска планируется строительство именно исследовательской лаборатории. Это комплекс наземных зданий и сооружений, линейные объекты, инженерные сети и коммуникации, три подземных ствола - вспомогательный, технологический и вентиляционный, а также выработки на глубине 450 м и 525 метров. Также планируется строительство наземного Демонстрационно-исследовательского центра (ДИЦ) для выполнения основного объема исследований по обращению с РАО в подземных условиях в дистанционном режиме. И, конечно же, никуда без скважин для исследований пород в дальней зоне на траекториях миграции радионуклидов, ведь главное - безопасность окружающей среды.

Прочнее гранита

Следующим выступал Андрей Озерский, начальник геоэкологической партии ОАО «Красноярскгеология». В центре его доклада - результаты геологических исследований участка, где планируется строительство лаборатории.

- Участок «Енисейский» выбран в результате длительных геологических исследований, - рассказал он. - Нижне-Канский массив представляет собой огромное гранитоидное тело, которое сформировалось около двух миллиардов лет назад. По итогам всех исследовательских работ оставили 5 участков. Из них экспертизой Росатома наиболее перспективным был признан именно Енисейский. Он соответствует всем требованиям безопасности Ростехнадзора. Затем на участке выделено два блока - 37 и 38, которые характеризуются достаточно стабильной тектоникой. Но 38-й в результате отвергли из-за наличия водонасыщенных угленосных месторождений.

Енисейский участок находится в зоне распространения гнейсов. Это не какие-то гнилые и слабые породы, как многие думают, видимо, исходя из первых двух букв названия. На самом деле, гнейсы являются очень крепким геологическим образованием. Они образовались на большой глубине под действием высоких температур и по химическому составу похожи на гранит, но немного отличаются от него по текстуре.

Поисковый этап завершился в 2010 году. Пробурено три скважины, проведен большой комплекс работ. В результате участок №37 государственная комиссия признала соответствующим по требованиям безопасности и пригодным для дальнейшего изучения с целью захоронения РАО. Следующий оценочный этап состоял из собственно геолого-разведочных и проектно-изыскательских работ. В итоге были получены наиболее полные данные о составе породы. Она является самой древней в Красноярском крае! Последний изотопный анализ показал возраст древнейших включений - 3,3 млрд лет. Химический состав пород очень близок к составу земной коры. Сейсморазведочные работы подтвердили отсутствие мощных активных тектонических разрывов в массиве Енисейского участка и его периферии. Также выяснилось, что породы относятся к водонепроницаемым. Таким образом, изученный участок в целом можно считать соответствующим международным требованиям МАГАТЭ, национальным требованиям, а также методическим рекомендациям Министерства природных ресурсов по обоснованию выбора участков недр для дальнейшего геологического изучения с целью окончательной изоляции РАО.

ГКЗ Роснедра подтвердила, что по геологическим, гидрогеологическим, тектоническим и сейсмическим условиям участок «Енисейский» является потенциально пригодным для глубинного захоронения радиоактивных отходов в объеме до 160 тысяч кубометров. Результаты всех исследований являются открытыми, публикуются в научной прессе и докладываются на конференциях.

Все решает вода

Затем слово взял директор института геоэкологии РАН, доктор геолого-минералогических наук Вячеслав Румынин. Он посвятил участников круглого стола в узкоспециализированную область гидрогеологии. Важно понимать, какие процессы и параметры Нижне-Канского массива могут обеспечить долговременную безопасность ПГЗРО.

- Важнее всего определение структуры потоков подземных вод. Хотелось бы взглянуть на эту проблему с позиции мировой практики. Изучение кристаллических массивов для хранения РАО началось в 70-х годах прошлого века с работ зарубежных коллег. Первый проект по изучению проницаемости и трещиноватости массивов сделали в Швеции в 1979 году, где впоследствии на месте 400-летних железорудных выработок создали первую подземную исследовательскую лабораторию.

Факторы, определяющие долговременную безопасность окружающей среды, подразделяются на природные и техногенные. Если посмотреть на наш участок, то он находится в водораздельной области бассейнов двух рек - Енисея и Кана. Но в этой же области находится еще шесть малых рек и ручьев. Участок «Енисейский» выше уровня этих рек, то есть является слабообводненным, не имеющим водосборной площади.

В то же время многих очень волнует вопрос, не попадут ли радионуклиды в эти небольшие речки? Региональный водный поток проходит ниже базиса дренирования речки. Поэтому вынос радиоактивности непосредственно в биосферу, в речки невозможен. При обследовании участка бурились скважины, проводилось более 20 видов исследований.

Рассмотрим модели ПГЗРО в Финляндии, Швеции и наш проект. Притоки подземных вод в зарубежных моделях на порядок выше, чем на углубленных объектах ГХК. И такой большой, по сравнению с нашим, объем подземных вод зарубежных коллег не смущает. Они в таких случаях применяют технологии цементирования. А у скандинавских коллег пункты глубинного захоронения находятся прямо под водоемом. К тому же под водным объектом международного значения - Балтийским морем. Удивительно, почему МАГАТЭ не запретило там строительство. Причем у них буферная зона всего около 400 метров, у нас же до Енисея - 4,5 км. И горные породы там более водопроницаемые, а вблизи лаборатории находятся электростанции с оборотным водоснабжением, в России такие запрещены. Хранилища для ОЯТ тем временем располагаются вблизи атомных станций. Получается, зарубежные сооружения более опасны, чем будущий объект в Нижне-Канском массиве.

При проектировании подземной исследовательской лаборатории используются программные комплексы, разработанные в США. У нас на них есть лицензия. Эти комплексы позволяют моделировать процессы тепло- и газовыделения РАО. Нельзя забывать, что при тепловыделении разогреваются сам массив и порода. Теплые подземные воды поднимаются вверх и несут с собой радиоактивность. Но при этом фильтрационный поток с грунтовыми водами, осадками направлен сверху вниз, что гарантирует дополнительную безопасность.

Мы изучали водный баланс, организовав пункты долговременного мониторинга. В 2017 году оборудована метеостанция и пять гидрологических постов. Каждый, в свою очередь, оснащен автоматическими датчиками уровня воды, которые передают показания каждые два часа. Весь водный баланс на данной территории поставлен на контроль.

Будьте проще!

После выступлений докладчиков началось обсуждение. Глава Железногорска Вадим Медведев отметил важность затронутых вопросов и высказал пожелание, чтобы результаты исследований было возможно использовать для улучшения городского хозяйства ЗАТО. Члены Общественного совета Росатома отметили, что огромное количество исследований и их результатов необходимо свести в один общий доклад - отчет о проделанной работе. Также прозвучало предложение о создании вокруг лаборатории особо охраняемой природной территории. Лучше федерального значения. Чтобы лет через 10-15 после сооружения лаборатории не пришла какая-нибудь крупная корпорация и не начала лоббировать свои интересы.

Кто-то из членов Общественного совета Росатома справедливо заметил, что необходимо провести серию образовательных семинаров для общественности. Многие вещи в докладах очень сложны для понимания, потому что изложены неудобоваримым научным языком. Чем понятнее тема освещается, тем меньше вопросов и недопонимания у далеких от ядерной темы людей.

Сити-менеджер Железногорска Сергей Пешков поддержал это предложение, а также заметил, что у рядового гражданина и вопросы простые. Например, как повлияет строительство лаборатории на экологию в месте расположения? Какова вероятность попадания радиоактивных и химических загрязнений в воду и окружающую среду в ближайшие сто лет? Куда будут вывозиться тонны грунта и строительных отходов? Сколько гектаров леса придется вырубить под строительство ЛЭП и подъездных путей? Для чего необходимо такое огромное количество потребляемой энергии - 42 мегаватта, ведь оно почти равно энергозатратам всего Железногорска?

Представители НО РАО пообещали поработать над преобразованием научных тезисов, сложных для понимания простого человека, в доступные материалы. Одним из таких шагов станет создание отдельного сайта, посвященного подземной исследовательской лаборатории. Там будет опубликована полная информация именно о железногорском проекте.

Подготовили Екатерина МАЖУРИНА, Евгения ЕРОХИНА

Кстати

Расстояние от лаборатории до Железногорска - 6 км, до Енисея - 4,5 км. Подземные сооружения при этом разместятся на глубине 450-525 метров.

 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения