Четверг, 28 Марта, 2024
Железногорск, Красноярский край

Зарывной труд да веселый сезон

Маркович Михаил

Маркович
Михаил
6 декабря 2018
Три недели осталось от 2018 года. И все россияне, что не скопили себе на заморские отпуска, погрузятся на десять дней в отдых по-русски! Хотя почему это вдруг по-русски? Нет, отдыхать будем по-сибирски!

Просвещать вас о том, что между словами «Россия» и «Сибирь» никогда не стояло знака равенства, я не буду. Сами должны знать. Даже ученые не могут точно установить, сколько лет сибирской поговорке: «Русь навалила - весь наш край задавила». И дело тут не в местечковом сепаратизме. Дело в разнице человеческой, в менталитетах прямо противоположных, а потому и в отношении к жизни не пересекающихся.

Что такое труд в жизни, нет, возьмем шире, в философии русского крестьянина? Божье наказание! «Душа обязана трудиться». Труд есть страдание человеческое (отсюда, кстати, и само слово - страда). Потому, настрадавшись на пашне, русский человек праздник и отдых воспринимал не передышкой от работы, а временем обращения к душе, к Богу. Отсюда церковный закон на «полный запрет труда в праздничный день».

В европейской России человека, вышедшего на работу, например, в воскресенье, на первый раз осуждали, на второй - били и ломали орудия труда (лошадь могли покалечить!), а на третий - передавали в руки полиции как неисправимого. Бедняга отправлялся под суд!

В Сибири все было с точностью до наоборот. Это у нас появилось само понятие «зарывного» труда. Год делился на две неравные части - трудовое лето и «веселый сезон». Рабочий период насчитывал порядка 140 дней, и потратить бездарно любой из них было преступлением в глазах сибиряков. Как писали историки XVIII-XIX веков, «время «зарывного» труда было так важно, что в летнюю пору сибиряки робят и по воскресеньям, даже в дни Великих праздников на «помочах» (помогая друг другу). Увидеть в Приангарских селениях «праздного или пьяного во время летней страды невозможно», - записал в своем дневнике этнограф А.А.Макаренко. Пьянство летом вызывало жесткое общественное порицание.

И когда навалила Русь на наши земли, старожилам она понравиться никак не могла. В рапорте старшины Заледеевской волости Красноярского округа «О поселенцах худого поведения за 1843 г.» в качестве недостатков новоприбывших россиян указано «отсутствие усердных занятиев в страдное время». Сибиряк же с детства был приучен: труд - обращение к Богу, к душе, средство нравственного воспитания, а праздник - увеселение тела. После летнего «зарывного» труда приходило заслуженное право на отдых в «гулевые» дни.

Праздновали, в том числе, и для того, чтобы показать результаты лета: «Милости просим к нашему убожеству хлеба-соли кушать!» Если хорошо потрудились, не велик грех и побахвалиться чуток. Отсюда вторая сибирская особенность, которую отмечали этнографы: «В праздничную пору у сибиряков нет различия между бедными и богатыми в одежде, поведении, приеме гостей».

Вот с тех самых пор и у нас в самом бедном доме на Новый год хоть одна банка красной икры да найдется! Или не так? Одна проблема - сибирские «гулянки» покоя не давали ученым уже 300 лет назад. Еще Степан Крашенинников в XVIII веке писал, что они «по гостям… ходят и чересчур упиваться любят…и уже в такое состояние придет, что на ногах ходить не может… ползком ползет во двор». Пили, и правда, знатно - на праздниках, именинах, после «помочи», «с устатку», отмечали «приход с рыбалки и охоты», встречали дальних гостей. Всего в среднем старожильческая семья в селениях Минусинского уезда за год расходовала на алкогольную продукцию 41 рубль 50 копеек, при том что прожиточный минимум в то время составлял 25 рублей...

Заболтался я с вами, в магазин надо бежать - закупаться к праздникам.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения